Кирилл Воронков (voronkov_kirill) wrote,
Кирилл Воронков
voronkov_kirill

Categories:

_Кого сжигают на Масленицу

Масленица


Ну, во-первых, поздравляю всех с масленичной неделей, друзья!

В обрядовой стороне этого древнего празднества намешано огромное количество традиций, как народно-христианских, так и гораздо более древних — ещё дохристианских. Об одной из них мы сегодня и поговорим.

Многие не задумываются над тем, что за чучело сжигается на Масленицу, и что оно символизирует. Как бы: «Традиция такая — встреча весны!» Но любая традиция и связанный с ней обряд имеют т. н. обрядовую логику. Обряд есть ритуальное символическое воспроизведение действия, несущего или некогда носившего функциональный смысл.
Представте себе «праздник», на котором в конце застолья сжигают девушку. И все при этом радуются: «Наконец-то весна пришла!» Странное дело, правда? Давайте «покопаемся» в этой традиции…

Здесь многие, наверное, расширят свой кругозор, узнав, что положительные персонажи современных мифов (да-да, именно «современных мифов» — вы же рассказываете своим детям про деда Мороза, например) некогда, в своих истоках несли совсем не однозначно-положительные образы. Нельзя сказать и то, что они были резко отрицательными. Всё гораздо сложнее. Тот же Мороз («Студенец», «Трескунец»), как символ стихии в устной традиции восточных славян, всегда имел к себе настороженно-уважительное отношение. Жертвы, приносимые Морозу, согласно сохранившейся обрядовой логике, в древние языческие времена вполне могли быть человеческими. В народах скандинавских стран такой обычай зафиксирован в устных преданиях — чтобы Мороз отступил, для него привязывали молодую девушку, которая замерзала, становясь сакральной жертвой. Достаточно сказать, что последний официально зафиксированный в России случай человеческого жертвоприношения (правда, не Морозу, а медведю) произошёл в Олонецкой губернии в 1925 (!) году.

Замёрзшая девушка, принесённая в жертву Морозу, отразилась в народном предании в образе Снежевиночки – девочки или девушки, сделанной из снега – которую современный миф называет Снегурочкой. Мороз, согласно леденящей душу логике, — её дедушка. Она его помощница (слуга, рабыня) и всегда постоянно с ним. Вот так «с нежностью» иносказательное народное предание объясняет принесение в жертву идолу живого человека. При этом, о родителях Снегурочки мы вообще ничего не знаем — они вне обряда и не являются хоть сколько-либо значимыми персонажами, поэтому в предании мы не видим даже попытки объяснить их отсутствие.

Итак, представим себе те далёкие языческие времена. Зимой молодую девушку привязывали на морозе и она, конечно же, погибала, становясь сакральным тотемом для своих соплеменников. Но весной, с уходом морозов и повышением температуры, с её телом надо было что-то делать. Жертву идолу нельзя просто закопать или выбросить в реку. Поэтому её торжественно сжигали, отмечая тем самым наступление весны и уход Мороза до следующей зимы.
В традиции восточных славян подобное действо отражено в обрядах сжигания Масленицы, «похорон Костромы» и сжигания Купалы.



Tags: Масленица, история, язычество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 59 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →