?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
_Кого сжигают на Масленицу
аzъ
voronkov_kirill
Масленица


Ну, во-первых, поздравляю всех с масленичной неделей, друзья!

В обрядовой стороне этого древнего празднества намешано огромное количество традиций, как народно-христианских, так и гораздо более древних — ещё дохристианских. Об одной из них мы сегодня и поговорим.

Многие не задумываются над тем, что за чучело сжигается на Масленицу, и что оно символизирует. Как бы: «Традиция такая — встреча весны!» Но любая традиция и связанный с ней обряд имеют т. н. обрядовую логику. Обряд есть ритуальное символическое воспроизведение действия, несущего или некогда носившего функциональный смысл.
Представте себе «праздник», на котором в конце застолья сжигают девушку. И все при этом радуются: «Наконец-то весна пришла!» Странное дело, правда? Давайте «покопаемся» в этой традиции…

Здесь многие, наверное, расширят свой кругозор, узнав, что положительные персонажи современных мифов (да-да, именно «современных мифов» — вы же рассказываете своим детям про деда Мороза, например) некогда, в своих истоках несли совсем не однозначно-положительные образы. Нельзя сказать и то, что они были резко отрицательными. Всё гораздо сложнее. Тот же Мороз («Студенец», «Трескунец»), как символ стихии в устной традиции восточных славян, всегда имел к себе настороженно-уважительное отношение. Жертвы, приносимые Морозу, согласно сохранившейся обрядовой логике, в древние языческие времена вполне могли быть человеческими. В народах скандинавских стран такой обычай зафиксирован в устных преданиях — чтобы Мороз отступил, для него привязывали молодую девушку, которая замерзала, становясь сакральной жертвой. Достаточно сказать, что последний официально зафиксированный в России случай человеческого жертвоприношения (правда, не Морозу, а медведю) произошёл в Олонецкой губернии в 1925 (!) году.

Замёрзшая девушка, принесённая в жертву Морозу, отразилась в народном предании в образе Снежевиночки – девочки или девушки, сделанной из снега – которую современный миф называет Снегурочкой. Мороз, согласно леденящей душу логике, — её дедушка. Она его помощница (слуга, рабыня) и всегда постоянно с ним. Вот так «с нежностью» иносказательное народное предание объясняет принесение в жертву идолу живого человека. При этом, о родителях Снегурочки мы вообще ничего не знаем — они вне обряда и не являются хоть сколько-либо значимыми персонажами, поэтому в предании мы не видим даже попытки объяснить их отсутствие.

Итак, представим себе те далёкие языческие времена. Зимой молодую девушку привязывали на морозе и она, конечно же, погибала, становясь сакральным тотемом для своих соплеменников. Но весной, с уходом морозов и повышением температуры, с её телом надо было что-то делать. Жертву идолу нельзя просто закопать или выбросить в реку. Поэтому её торжественно сжигали, отмечая тем самым наступление весны и уход Мороза до следующей зимы.
В традиции восточных славян подобное действо отражено в обрядах сжигания Масленицы, «похорон Костромы» и сжигания Купалы.





Может, стоит хотя бы вскользь упомянуть источники, из которых Вы сие извлекли?


Ужасы какие, надеюсь что это всё-таки заблуждение.

Да, я тоже когда-то давным давно читал, что Святой Николай был злым. Он наказывал плохих детей, а не раздавал подарки.

Когда моя дочь впервые увидела, как сжигают чучело посреди толпы, она совершенно серьёзно, без тени улыбки, спросила: "И вы считаете это нормальным?". 8 лет ребёнку.
Вообще-то нет, не считаю. Даже не зная, что означает это сжигание чучела, есть ощущение, что совершается какая-то дикость.
Я бы просто палил костры. Без чучела.

Разжигать костер - это древний языческий ритуал: в старые времена язычники подвешивали над огнем жертвенных животных и приносили их в жертву огню, а остатки безжалостно съедали.

У автора фантазия похлеще, чем у Тымчука.

_Кого сжигают на Масленицу

Пользователь lovelyman111 сослался на вашу запись в своей записи «_Кого сжигают на Масленицу» в контексте: [...] Оригинал взят у в _Кого сжигают на Масленицу [...]

Определённая логика есть.
А в современных условиях считаю сжигание чучела бессмысленным дестуктивным действом - никто его смысла давно не знает и не чувствует. Мы, когда проводили Масленицу, никогда ничего не сжигали - и праздник от этого ничего не терял, все уходили довольные.
Правда в этом году я предложил сжечь чучело Обамы, на что владелец площадки, на которой проводился праздник заявил: "Ну, ещё от пожарных согласование получать!!"

_DOMUS SUA CUIQUE EST TUTISSIMUM REFUGIUM _(Свой домъ — каждому безопаснѣ

Пользователь teo_tetra сослался на вашу запись в своей записи «_DOMUS SUA CUIQUE EST TUTISSIMUM REFUGIUM _(Свой домъ — каждому безопаснѣйшее убѣжище)» в контексте: [...] 21.02.2015 _Кого сжигают на Масленицу [...]

Прощание с Масленицей и взятие снежного городка...

Пользователь gala_gala15 сослался на вашу запись в своей записи «Прощание с Масленицей и взятие снежного городка...» в контексте: [...] ован по интернету..." Или вот это, н-р - http://voronkov-kirill.livejournal.com/97066.html [...]

(Анонимно)
Прыжки через костер, ни чего хорошего мертвячке-снегурке не принесли. Хорошее предположение у автора. В нем что то есть.

Это была хорошая попытка, автор! С удовольствием прочла ваше размышление.
Но нет. "Зимняя" сакральная жертва не сохранялась физически до весны. Её съедали звери. Ни хоронить, ни сжигать, ни вообще задумываться, что делать с телом - не требовалось.
Чучело Масленицы - работа т.н. "симпатической магии". Здесь именно уподобление, а не жертвенность. Именно чучело всегда и было предметом сжигания, а не чьё-то тело.

(Анонимно)
Откуда вы знаете, что было пять тысяч лет назад, к примеру?Для язычников человеческие жертвы это как нам в церкви свечку поставить.Ладно еще если на животных впоследствии переключались.Потому что Бог (боги) в понимании язычников имеют те же потребности, что и люди, и почему бы не подарить могущественному божку красивую девушку-рабыню, чтобы смилостивился и не заморозил бы всех нафиг?Это дар, выкуп, дань, назовите как хотите

. (Анонимно) Развернуть
Прекрасная традиция, раз страшноватая, значит, действительно древняя и народная.

(Удалённый комментарий)
Так вот почему весь март холодный...

(Удалённый комментарий)
не думаюшто это так,очень сложно как то штобтак войти в масс с радостьюи песнями -плясками,скорее всё прозаичнее - зима уходит,надо ей помочь а через год она возродится,както так

Это сейчас так воспринимается.
В языческие времена стать жертвоприношением для язычника было большой честью.