?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
_В чём уникальность миссии «Вояджер»...
аzъ
voronkov_kirill
Вчера по новостным каналам было передано сообщение о том, что американский межпланетный зонд «Вояджер» (от англ. Voyager — Путешественник) достиг края Солнечной системы, зафиксировав т.н. гелиопаузу — отсутствие в пространстве заряженных частиц, испускаемых нашей звездой. Расстояние в 125 астрономических единиц (около 18,75 млрд. км) зонд преодолел за 36 лет.

775px-Voyager_probe

Население земли, избалованное технологическими достижениями последних лет, спокойно отнеслось к этой новости. Некоторые цокнули языками: «Надо же, как давно летит и не сломался». Другие пафосно произнесли: «Человечество стало галактическим, достигнув межзвездного пространства! Ура!»
На том и успокоились…

В этой статье я хочу (вкратце) рассказать историю возникновения проекта Вояджер и о его уникальности среди всех других космических проектов, когда-либо созданных людьми.

В конце 60-х годов XX века, когда мир уже шагнул в космическую эру, но ещё не были запущены пилотируемые аппараты даже к Луне, впервые появилась идея проекта Вояджер — отправки управляемого космического зонда для изучения внешних планет Солнечной системы.
Идея в то время могла показаться безумной или наивной, поскольку технологий для отправки зондов на такие огромные расстояния не существовало. Скажу больше — их до сих пор не существует. Но уникальность проекта Вояджер именно в том и состоит, что технологий нет, а зонд уже покинул Солнечную систему…


Дело в том, что для преодоления такого расстояния требуется огромное, просто немыслимое количество энергии. Но если бы дело было только лишь в расстоянии…
Пространство солнечной системы наполнено гравитационными полями (чуть подробнее об этом в другой статье). Эти поля движутся в пространстве вместе с планетами и другими космическими телами, создающими их. Лететь через них напрямик — всё равно, что пытаться бежать через непролазную чащу джунглей.
Кроме того, каждый космический путешественник постоянно находится под воздействием «солнечного ветра» — потока заряженных частиц, который в условиях вакуума отклоняет космические аппараты от их траектории.
По ряду перечисленных причин ни один (!) космический аппарат не летает в космосе по прямой — для этого не хватит ни запаса топлива, ни мощности двигателей. Единственное гравитационное поле, которое, хочешь ни хочешь, приходится преодолевать, это гравитационное поле Земли. Именно на этот манёвр (преодоление земной гравитации) и тратится бОльшая часть топлива всех космических ракет.

Взгляните на старт Вояджера-1 в 1977 году. Сам зонд (с оборудованием, двигателями и топливом для межпланетного полёта) располагается в головной части ракеты. А вся остальная ракета с гигантскими топливными баками — это «локомотив», необходимый для того, чтобы аппарат проделал лишь первые 250 км. своего пути:

voyager1

Этот «локомотив» разгоняется до скорости 11,2 километра в секунду (2-я космическая скорость для Земли), сжигая всё топливо в своих баках, что позволяет зонду выйти на замкнутую орбиту нашей планеты. Для отрыва от орбиты требуется небольшой импульс за счёт двигателей зонда, который позволяет аппарату приобрести собственную траекторию. Впоследствии его скорость будет постепенно угасать, преодолевая сопротивление солнечной плазмы, рассеянной в космосе, а запаса топлива хватит лишь на ограниченное число включений корректирующих двигательных установок.

Чтобы придать зонду новый разгонный импульс потребуется дополнительный источник энергии, которого нет на аппарате. Но он есть в самом космическом пространстве!
И этот источник — гравитационные поля космических тел (прежде всего планет и их спутников). Приближаясь к планете, зонд начинает ускоряться, попадая в поле её тяготения. Пройдя в максимальной близости от поверхности планеты на определённой траектории, он может увеличить свою кинетическую энергию с одновременным изменением траектории движения, приобретя разгонный импульс (по принципу пращи) для дальнейшего пути.
Такое изменение направления полёта космического аппарата называется "Гравитационный манёвр":

Гравитационный манёвр_3

Теперь же, после небольшого технического экскурса, вернёмся в 60-е годы XX века… Учёные-астрономы того времени, наблюдающие за движением планет и составляющие маршруты полётов для НАСА, дали очень интересный прогноз, который и послужил сначала идеей, а затем основанием для начала работ над проектом Вояджер. Данные наблюдений говорили о том, что начиная с 1977 года и в течение последующих нескольких лет в Солнечной системе сложится уникальная ситуация, повторение которой будет возможным лишь через 400 лет:
Планеты-гиганты будут поочерёдно занимать такие положения на своих орбитах, которые позволят, выполняя последовательные гравитационные манёвры, совершить многократный разгон космического аппарата, начиная от Земли к Марсу и далее к Юпитеру, Сатурну, Урану, Нептуну, а потом за пределы Солнечной системы…

Специалисты НАСА были поражены представившейся возможностью совершения выдающегося научного эксперимента и одновременно напуганы крайне малым сроком, отведённым для подготовки миссии (за 8 лет предстояло практически с нуля создать абсолютно новый, высокоавтономный аппарат, рассчитанный на десятилетия космического полёта — цена ошибки была очень высока).
Однако, человечество воспользовалось этим уникальным шансом и в августе-сентябре 1977 года два управляемых зонда «Вояджер-1» и «Вояджер-2» были отправлены во внешнее пространство Солнечной системы.

Траектории

Помимо высококачественных снимков поверхностей внешних планет и их спутников, которые не возможно было получить при помощи наблюдений с Земли, огромного количества научных данных, собранных в ходе полёта, главным и самым поразительным открытием миссии «Вояджер», по словам специалистов НАСА, стал тот факт, что все планеты и спутники, изученные этими зондами, оказались абсолютно не похожими друг на друга.

001

003

002

004

005

006

007

008

009

P.S.
По словам специалистов НАСА, ресурс Вояджера ещё не исчерпан. Зонд будет работать и присылать на землю информацию ещё в течение 12 лет…


  • 1
Уникальное использование средств налогоплательщиков - Вавилонская башня восьмого тысячелетiя .. +

Не согласен с Вавилонской башней... Мотивы разные.

Мотивы разные были и у разных участников строительства Вавилонской башни. Неужели ты не зришь объединяющей эти два дела дiaвольской усмешки?

Значит, по-твоему Вояджеры были запущены только из страсти тщеславия?

Конечно среди обслуживающего персонала (учёные) были и есть искренне ЗАБЛУЖДАЮЩIECЯ поборники "правды" познанiя - следопыты афедрона. Но дирижировалъ и продолжаетъ это "творчество" - креатив никто иной, какъ самъ сатана - противникъ Божiй ++ + Ну а решенiе о финансированiи проекта принимали топ менеджеры - шестёрки предтечи антихриста .. +

Это всё стерлиговщина!
Ты даже не замечаешь, сколько отсебятины в твоём рассуждении, не подтверждаемой Писанием.

Ну приведи хоть один аргумент, согласно Священному Писанiю, оправдывающий "подвиги" Гагарина, Белки и Стрелки, Курчатова, Теслы ...

Презумпция невиновности, предполагает, что обличитель должен приводить доказательства вины, а не наоборот.

Неужель не зришь яко обвинилъ мя въ "стерлиговщине"?

Не лукавь, ты нуженъ мне живымъ ++ +

Умри греху и будешь жить вечно ++ МАРАН АФА

בְּסִיַּעְתָּא דִשְׁמַיָּא אֶתְגַּבַּר עַל כָּל עָקָן

Переведи, Христа ради, я не понимаю.

Ты сам перешёл на арамейский... =)
«С помощью небесной преодолею все невзгоды»

Дай Богъ ++ +

Слава Исусу Христу ++

_В чём уникальность миссии «Вояджер»...

Пользователь oleg_doren сослался на вашу запись в своей записи «_В чём уникальность миссии «Вояджер»...» в контексте: [...] Оригинал взят у в _В чём уникальность миссии «Вояджер»... [...]

Спасибо - с удовольствием прочитал материал. Я следил за новостями о Вояджере, но таких доступных для гуманитария материалов еще не встречалось. :)

_DOMUS SUA CUIQUE EST TUTISSIMUM REFUGIUM _(Свой домъ — каждому безопаснѣ

Пользователь teo_tetra сослался на вашу запись в своей записи «_DOMUS SUA CUIQUE EST TUTISSIMUM REFUGIUM _(Свой домъ — каждому безопаснѣйшее убѣжище)» в контексте: [...] 13.09.2013 _В чём уникальность миссии «Вояджер»... [...]

  • 1