Кирилл Воронков (voronkov_kirill) wrote,
Кирилл Воронков
voronkov_kirill

Categories:

_Г«НОЙ» Дарена Аронофски

«Надо дунуть и сказать волшебные слова: “Ахалай-махалай, ляськи-масяськи”. Только надо непременно дунуть. Если не дунуть, никакого чуда не произойдёт».

(Амаяк Акопян)


Режиссёр, продюсер и сценарист фильма «Ной» Даррен Аронофски, судя по всему, «непременно дунул» перед тем как начать писать свой сценарий. Когда снимал и монтировал фильм «дул» напрополую, не иначе…

Это моё впечатление о фильме «Ной» с Расселом Кроу в главной роли, который я посмотрел вчера. То, что я увидел, могу разумно объяснить лишь двумя возможными причинами — либо его создатель наркоман, надо признать, талантливый наркоман; либо это целенаправленное глумление над Библейской историей с переворачиванием оной с ног на голову и с сознательной заменой смыслов на прямо противоположные.

Начало фильма похоже на нашу «Кин-Дза-Дзу», середина — на «Властелина колец», заключительная часть — триллер про маньяка-убийцу (в роли маньяка выступает Ной).

BkjuHEYIgAEcHcn


Вот этот человек на фото выше, в кроеной футболке, штанах, ботинках и перчатках с отрезанными пальцами — это не Рассел Кроу в XXI веке, это «Ной до потопа».

Допотопный мир представляет собой постапокалипсический пейзаж с отравленной природой, химическими лужами с зелёной жидкостью, отсутсвием растительности, и одичавшими полуголодными людьми, блуждающими по выжженной мусорной пустыне в поисках еды и готовыми пожирать друг друга. До такого состояния природу довели сами люди варварскими методами добычи некоего ископаемого в виде светящихся камушков, которые заменяют и порох и спички и даже лекарства. Короче — «КаЦэ».

image1
(Допотопный пейзаж земли в представлении Даррена Аронофски)


Ной и его семья живут отшельниками в палатке и избегают контактов с остальными людьми. Они — «экологи по-жизни». Нет, не непорочные праведники, не блюстители божьих заповедей — за весь фильм ни Ной, ни члены его семьи ни разу (!) не произносят ни одной молитвы, зато Ной в первых же кадрах фильма хладнокровно с выучкой, достойной спецназовца, мочит трёх бродяг — они именно «экологи», ратуют за разумное использование природных ресурсов и за то, чтобы брать от природы лишь то, что необходимо. Остальные люди не такие, «ПОЭТОМУ» Ной — избранный. Божественные откровения приходят Ною не в виде слов Господа, а в виде ночных кошмаров, суть которых он не может понять и потому идёт к своему деду-отшельнику. Дед-полуколдун, которого играет Энтони Хопкинс, поит Ноя галлюциногенным чаем и тот прозревает о своей «миссии» (о сути «миссии» расскажу далее) — в общем, Кастанеда аплодирует «находке» режиссёра.

В сюжетной линии присутствует некий амулет, принадлежащий роду Ноя. Этим амулетом является полоска кожи змея-искусителя, соблазнившего Еву отпробовать запретный плод с древа познания. В «праведном семействе» экологов принято наматывать её на руку и в таком образе «благословлять» своих детей.

Строить ковчег Ною помогают некие существа — уродливые каменные великаны, именующие себя «падшими ангелами». Тем, кто никогда не читал Библию, поясню: падшими ангелами в Библии именуются БЕСЫ — служители дьявола. Вот эти многорукие существа на фото и есть те самые «ангелы»:

image2

Сыновья Ноя, которые по Библии вошли в ковчег со своими жёнами, в фильме представлены в виде детей. Лишь старший сын Сим в половозрелом возрасте, но и у него жены нет. У него есть возлюбленная — девушка в исполнении Эммы Уотсон, которая по сюжету является бесплодной. Когда сыновья Ноя задают ему вопрос о том, как они продолжат человеческий род, если у них нет жён, наступает время объяснить им суть «миссии»… Ока-а-азывается, человечество не должно выжить. Всевышний хочет спасти лишь животных, а семейству Ноя, как «знатным экологам» поручено осуществить эту операцию, а затем вымереть. В подтверждение своих слов Ной рассказывает членам семьи как бы Библейскую историю сотворения мира, а, по сути, излагает теорию Дарвина. Видеоряд, сопряжённый с этим рассказом, не оставляет никакого сомнения в существовании эволюции и в том, что человек — её (эволюции) досадная ошибка. Средний сын Ноя Хам, находящийся в стадии полового созревания и желающий непременно обзавестись женой, не может принять такого «негуманного замысла» и вступает в конфронтацию с отцом. Именно эту подоплёку, а не проявленное неуважение к родителю, режиссёр «удачно вписывает» в сюжетную линию Библии о последующем изгнании Хама. Хам сам находит себе невесту и ведёт её на ковчег, но та попадает в капкан и погибает — ещё одно неоспоримое свидетельство «Божественного замысла» и правильного понимания Ноя своей функции…

Также в фильме присутствует некий персонаж, именуемый себя «царём», а, по сути, являющийся предводителем племени «неэкологов». Он готовит убийство Ноя, чтобы проникнуть на ковчег перед началом потопа и таким образом спастись.

image3

(в кадре: «царь», кующий какую-то железку для убийства Ноя в сварочной маске)


Перед началом потопа начинается жуткая заварушка. «Неэкологи» атакуют ковчег, а помогающие Ною бесы мочат их направо и налево, после чего все бесы возносятся на небеса. «Царь», тем не менее, проникает на ковчег и прячется там…


Далее разворачивается «интрига»: дед-колдун Энтони Хопкинс, перед потопом «исцеляет» (вопреки воле Создателя) возлюбленную Сима от бесплодия. Сын праведного эколога в момент начала потопа занимается с ней сексом в лесу, а после того, как выясняется, что та забеременела, приходит к отцу за благословением. Нормальная такая последовательность событий, вполне себе в духе непорочности.

Ной возмущён этой новостью. Но его — праведного эколога — вовсе не волнует моральная сторона вопроса. Нет. Он возмущён тем, что это не соответствует «замыслу». И поэтому он заявляет: «Если у вас родится мальчик, он станет последним человеком на земле. А если девочка — при первом её вздохе я её убью». На ковчеге воцаряется гнетущая атмосфера. Вся семья настраивается против Ноя, а тот молча ходит в полумраке, поглядывая на всех безумными глазами и нагнетая ситуацию мантрой: «Господь выбрал меня за то, что я способен довести дело до конца»…

«Царя», проникшего на ковчег, обнаруживает Хам и помогает ему прятаться и выживать, а потом, по его научению, завлекает Ноя в трюм, чтобы там прикончить... Если вы думаете, что я что-то сочиняю от себя, то я вам клянусь — всё это изложено в фильме…

Пока идёт драка в трюме, Эмма Уотсон рождает двойню девочек. Старший сын Сим, видя такое дело, понимает, что отца надо срочно мочить и тоже бежит в трюм. Ковчег бьется о гору Арарат, все падают, Хам в истерике вонзает нож в «царя». Очухавшийся Ной хватает нож и бежит резать внучек. Эмма Уотсон прячется на крыше ковчега. Ной лезет туда и… в последний момент ему не хватает духа вырезать родню…

Суша.

Семья живёт отдельно. Ной беспробудно бухает в пещере на берегу. Когда Ной напивается до чёртиков и валяется голый на песке, сыновья приходят к нему и ранимый Хам, не способный вынести такой пошлой разнузданности отца, с благородным видом покидает семью…

По прошествии какого-то времени у Ноя заканчивается выпивка, он осознаёт свою ущербность и буквально приползает к жене. Семья воссоединяется, так как больше им ничего не остаётся (других то людей на земле нет).

Финальная сцена фильма:

Ной наматывает кожу змея-искусителя на руку и следуя доброй традиции этой рукой торжественно благословляет своих внучек.




Вот такое чудесное кино я вчера посмотрел.

Спрашивается, для чего такие фильмы снимаются? Поинтересовался в сети отзывами восторженных почитателей творчества Дарена Аронофски. Оказывается, это «современное прочтение Библии», «новые выразительные средства, доступные пониманию сегодняшнего зрителя», «классический сюжет, удачно обличённый в форму экшна». И ещё: «Только так можно сделать фильм кассовым, поэтому точностью деталей можно пренебречь».

Почему бы не брать пример с того же Мэла Гибсона, снявшего «Страсти Христовы», который представил Библейский сюжет предельно дотошно, слово в слово, ни на шаг не отступая от священного повествования? И кассой этот фильм может похвастаться, и глубиной, и драматичностью, и достоверностью…

Думаю, дело здесь в истинных целях создателей подобных картин. А так называемое «пренебрежение» деталями, которое переворачивает первоисточник на 180 градусов, — способ их достижения. Но дьявол, как известно, кроется именно в деталях.

Tags: фильм "Ной"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →